Янв 14

Как проходит православное венчание: обзор для молодоженов.

Автор: , 14 Янв 2012 в 19:38

Здравствуйте, уважаемые читатели интернет блога свадебного фотографа. Сегодня расскажу о проведении Таинства венчания в православии, что станет подспорьем для тех, кто хочет сочетаться церковным браком. Какой смысл вкладывает Церковь в проведение обряда и почему молодожены стремятся создать такой духовный союз?

 

Как совершается Таинство венчания

 

В Книге Бытия мы читаем: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1; 28), так Бог осеняет благодатью своей брачный союз Адама и Евы в Раю. Это касалось всех живых существ, но только человеку было наставлено составить в любви «одну плоть» (Быт. 2; 24). Красной нитью через весь Ветхий Завет идет указание на брак, как на союз угодный и благословляемый Богом (Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Из Евангелия, где брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, мы узнаем о первом совершенном Иисусом чуде, когда вода была превращена в вино на бедной свадьбе (Ин. 2; 1-11).

Из Святого писания мы выносим, что брак есть таинство, скрепляемое обещанием супругов о взаимной любви и верности, и ниспослание им благодати Божией в рождении детей и воспитании их в христианской вере.

В идеале заключенный пред Богом союз является нерасторжимым, однако расторжение оного стало возможным как вынужденная мера из-за «жестокосердия» людей (Мф. 5:31-32; 19:3-12).

В основе церковного брака лежит чувство любви и высокого взаимного уважения. Потому Церковь рассматривает брак не как гражданский союз людей, которые психологически или по иным меркам подходят друг к другу, а как истинный подвиг, как школу любви и самоотречения. И по мнению Василия Великого любящие муж и жена оказывают взаимное доброе влияние и самоотверженно сносят недостатки друг друга.

От того Церковь всячески приветствует решение молодоженов венчаться. А апостол Павел предостерегает, говоря, что прибудут в последние, темные времена лжеучители, которые станут разубеждать людей вступать в браки, но христиане не должны их слушать.

Таким образом, через венчание и в нем Царство Божие приобретает жизненно ощутимую реальность. Христианское учение открывает перед людьми законное удовлетворение для души и тела; указывает путь истины и дает каждому радость созидания новой жизни, тем самым, приближая его к Богу.

Далее я планировал кратко изложить историческую хронику, какие видоизменения сопутствовали процессу венчания на протяжении веков в христианской Церкви. Однако данная тема настолько обширна, что лучше всего ее было бы вывести в отдельную статью. И, кроме того, здесь я ставил своей основной задачею рассказать об обряде сочетания православной пары, а не углубляться в исторические анналы.

 

Обряд венчания: основные понятия и священнодействие.


Обряд Таинства брака имеет свое установившееся чинопоследование: обручение и венчание, первое из них обязательно предваряет второе подобно тому, как Крещению предшествует Оглашение. Смысл сего заключен в том, что обручение как бы подготавливает принимающих Таинство брака к его важной святой части – собственно венчанию.

Чинопоследование совершается в Церкви в разрешенные для венчания дни и благим моментом для обряда является время после Литургии.

Однако до этого молодожены должны получить родительское благословение. Оно предохраняет пару от вступления в незаконный брак. Родители жениха и невесты осеняют молодых крестным знаменьем не только из-за чувства родительской любви, но и от лица Всевышнего и святых. Благословляют иконами и знаками повседневной жизни – хлебом и солью. Церковь в свою очередь ввела традицию троекратно «оглашать» о намерении венчаться за неделю до события, чтобы о намерении влюбленных венчаться узнали все прихожане.

Обручение.

План торжества выглядит следующим образом:

Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.

Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.

Каждение брачующихся.

Возглас священника: «Благословен Бог наш…».

Мирная (великая) ектенья.

Молитвы на обручение.

Обручение.

Заключающая молитва.

Сугубая ектенья.

 

При обручении священник выносит из алтаря с собой Крест и Евангелие и кладет их на аналое посреди храма, как знак невидимого присутствия здесь и сейчас Спасителя. Затем выходит приходской дьякон с обручальными кольцами, которые до сего момента во время Литургии должны были находиться по правой стороне Престола. Двумя зажженными большими свечами, кои символизируют целомудрие и чистоту венчающихся, священник трижды благословляет молодоженов и отдает им их в руки. В случае если это повторный брак, то свечи паре не даются! Свечи не гасятся в продолжении всего времени венчания.

Если действие совершалось в преддверии храма, то священник проводит молодых внутрь (каждение).

Со слов: «Благословен Бог наш…» начинается молебен. Затем читается великая Ектенья, смысл которой состоит в том, чтобы даровать детей супружеской паре, прошение о ниспослании любви, о том, чтобы были тверды в вере своей и о благословении непорочной жизни.

После произносятся еще две молитвы и настает черед обмен кольцами. Сперва к жениху трижды произнеся: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь». Надевает ему на безымянный палец правой руки кольцо, осеняя голову крестным знамением. Потом очередь доходит до невесты. Также трижды крестит ее голову и трижды произносит: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)…», надевается кольцо на безымянный палец правой руки.

Вслед за этим супруги должны трижды обменяться кольцами друг с другом: у жениха должно остаться в руке кольцо невесты, а у невесты – кольцо жениха. Что символизирует единение, взаимное согласие и вверение супруги(-а) своему(-ей) любимому(-ой). Сейчас кольца могут быть разными, но раньше у жениха оно было золотым, говоря жене, что он солнце для нее и несет свет благоразумия и благочестия. А у невесты – серебряное (железное), жена подобна луне, которая заимствует свет от мужа и покоряется ему.

Священник читает молитву и краткую ектенью «Помилуй нас, Боже…

Венчание.

Перед православным венчанием священник подводит молодоженов к аналою и объясняет им суть христианского брака как таинства.

План венчания заключается в последовательности:

Чтение 127-го псалма.

Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.

Слово поучения к венчающимся.

Вопросы о желании вступления в брак.

Возглас священника: «Благословено Царство…».

Мирная ектенья.

Три молитвы о сочетающихся браком.

Возложение венцов.

Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Прокимен, Апостол, Евангелие.

Краткая сугубая ектенья.

Молитва.

Просительная ектенья.

Пение хором молитвы «Отче наш…».

Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.

Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.

Снятие венцов.

Две молитвы.

Отпуст.

Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.

 

Брачующиеся становятся на специально разостланном на полу полотенце перед аналоем. Священник задает вопросы сначала жениху потом невесте о готовности к вступлению в брак и нет ли сему препятствий. Затем со слов «Благословенно Царство…» отправляется венчание.

После прочтения ектиньи и соответствующих молитв наступает кульминационный момент сего Таинства. Священнослужитель берет венец и крестообразно знаменует жениха и дает ему целовать образ Христа. Потом произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». С теми же словами обращается к невесте, дай ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы.

Тайносовершительными словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их) !», — оглашенными трижды во храме, священник благословляет супругов. Так Церковь провозглашает брачующихся родоначальниками доброй христианской семьи, а по сути – малой церкви.

Возложением венцов (знамение царской власти) Церковь воздает особую честь жениху и невесте за их духовный подвиг соблюдения целомудрия до брака.

Принято считать, что венцы имеют следующие символические значения:

  1. Венцы – царский символ, поэтому жених и невеста друг для друга становятся царем и царицей.
  2. Венцы – знак мученичества Христа за веру. Поэтому они отражают мученичество супругов, которые каждый день призваны распинать свой собственный эгоизм в браке.
  3. Сие есть венцы Царства Божия, путь в которое открывается лишь для тех, кто благочестив в браке.

За тайносовершительной формулой идет прокимен: «Положил еси на главах их венцы». А после Апостола читают Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11). Затем краткое прошение и молитва о новобрачных. А далее вместе со священником все присутствующие поют молитву «Отче наш».

Вносится чаша с вином в воспоминание о том, как Спаситель благословил напитой в Кане Галилейской. Осенив чашу крестным знамением, священник трижды подает ее жениху, потом невесте. Что символизирует неразрывный союз, и впредь супруги должны делить между собой горести и радости, счастье и несчастье.

Соединив правые руки обоих супругов, положив поверх их дланей епитрахилью и свою руку, священник три раза обводит новобрачных вокруг аналоя. Тем самым призывая Святую Троицу быть свидетелями данного обета.

Приветствуя новоиспеченную семью, священнослужитель снимает с супругов венцы со словами: «Возвеличися, женишé, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия…».

Затем поются молитвы, а после прочтения «Молитвы на резрешение венцов в осьмый день», молодожены могут поздравить друг друга поцелуем. Традиция берет свое начало с тех времен, когда молодожены неделю носили венцы на своих головах, а на восьмой день  снимали их с молитвою священника. Правда венцы были не металлические в ту пору, а из миртовых или масленичных листьев.

Оглашается Отпуст, и супругов ведут к иконостасу: Царским вратам, где жених прикладывается к иконе Иисуса Христа, а невеста целует образ Богоматери, и наоборот.

Теперь все присутствующие могут подойти и поздравить новобрачных с бракосочетанием.

Вот так заканчивается обряд Таинства, когда при ликовании народа молодожены вступают на благословенный путь православной семьи.

 

Свидетели на венчании: кто они?

Свидетели, которые присутствуют на венчании, не являются лицами, участвующими в Таинстве сакраментально. И то, что традиция якобы диктует шаферам поддерживать венцы над головами новобрачных, на самом деле не соответствует церковной практике. Свидетелей при совершении обряда бракосочетания может и не быть. А венцы стали удерживать над головами лишь потому, что они могли повредить прическу или головной убор. Такая мотивация к сути самого Таинства никакого отношения не имеет. Изначально по церковным правилам шаферами могли быть только лица мужского пола, после запрет сняли.

По мнению блаженного Симеона, архиепископа фессалоникийского, свидетели являются молитвенными хранителями этого брака и духовными наставниками.

 

О суевериях, связанных с венчанием.

Следует помнить, что природа суеверий одна – языческие баснословия и предрассудки. Потому случайно оброненное кольцо или погасшая свеча, якобы предвещает смерть одного из супругов, или нога первой вступит на распростертое полотенце, будет главою в семье, — все это есть безверие в Бога. Такие человеческие придумки лишь обличают в людях маловерие, дремучее невежество и просто нежелание мыслить здраво.

 

А закончить статью о венчании мне хочется мыслью одного из богословов: «Люби Бога и делай, что хочешь». Это можно переложить, перефразировать как: «Люби жену (мужа) и делай что хочешь». Поскольку истинная любовь никогда не позволит огорчить…

 

Множество ответов по венчанию: как подготовиться, что не забыть, как одеться и другие; можно найти в статьях здесь:

 

С уважением, свадебный фотограф Штербец Евгений.

Рекомендую для просмотра и чтения:

Искусство свадебной фотографии: совершенствуем мастерство фотосъемки
Фотосъемка свадьбы Надежды и Халима!
Свадебная фотография как искусство! Лев и Светлана: музыка любви!
 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Скопируйте этот пароль. Это защита от спама *

* Введите или вставьте скопированный пароль здесь *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Rating@Mail.ru