Сен 13

Как делать семейные портреты: фотосъемка членов семьи, подсказки и секреты

Автор: , 13 Сен 2011 в 21:48

Добрый день, все те, кто посетил интернет блог свадебного фотографа. В статье я хочу рассказать о секретах портретирования семьи. Я говорю не о своей собственной семье, а о как таковой в целом, как о группе людей, связанных родственными узами. Мне как свадебному фотографу постоянно приходиться сталкиваться с такой задачей. И не мало отснято материала, чтобы в итоге сделать для себя некоторые полезные выводы, которые, уверен, будут полезны в деле для других фотографов.
 

Как сделать семейные портреты: фотосъемка членов семьи


 

Для фотографа любого уровня навыки в портретировании семьи, ее членов крайне важны, а для свадебного фотографа, для того, кто снимает различные мероприятия, торжества – это насущный хлеб. Смотря на историю фотографии, на первые снимки, сделанные более сотни лет назад, становиться понятным, что изначально камера создавалась не для абстрактного искусства, а для того, чтобы запечатлеть людей и их семейства. Как ранее состоятельные граждане обращались к портретистам для написания картин, так менее знатные и богатые теперь могли получить возможность обрести на память отображение самих себя на фотобумаге. Фотокарточки стали доступнее, нежели заказ картины у профессионального художника. И сегодня человек, купивший камеру, первым делом старается заснять членов семьи и самых близких ему людей. Таким образом, создавая летопись жизни.
Чтобы оттачивать мастерство при фотосъемке семьи и не забывать о насущных мелочах, которые имеют значение в классической фотографии, я предлагаю свои пять пунктов «Что стоит делать» и пять «Чего делать не надо».

Советы фотографа: «Что стоит делать» при фотосъемке семьи.

 

1. Соберите всех вместе. Общие рекомендации.

 

Наиболее вероятно, при том, что присутствующие – все члены одной семьи, они, возможно, редко так все собираются вместе, и пожалуй, только по какому-то очень важному поводу. А это означает, что ваша задача как фотографа «затащить» всех в один кадр, в общий снимок. Трудно, иногда почти не выполнимо, но сделать обязательно надо! И те, кто поначалу сопротивлялся, в итоге будут вам благодарны, даже если вы об этом и не узнаете. Сложности общего сбора происходят преимущественно из-за родственных отношений, симпатиях и антипатиях на чем бы они там не основывались, а также из-за чувства личного пространства.
Когда семейные связи близки, это чувствуется, исходит тепло: оно во взглядах, в общении, т.е. портрет дружной и крепкой ячейки общества. Но бывает иначе… А фотографу важно, чтобы кадры получились, чтобы они отражали, пусть на короткий миг, но счастливых людей. Поэтому собрав всех для съемки, мне как профессиональному свадебному фотографу по-сердцу кадры не те, когда люди, замерев и затаив дыхание, стоят и смотрят прямо в объектив, а те, когда члены семьи общаются меж собой, переговариваются, смущаются, смеются, хихикают и др. Да, именно такие! когда происходит движение, когда люди проявляют себя, показывают эмоции, когда жизнь не замирает ни на секунду. Фотографируйте под небольшими углами, гармонично компонуйте снимок, представьте группу людей как единый организм/объект, который должен правильно и уместно вписаться в границы кадра, обращайте на рост тех или иных родственников. Кроме того, учтите возраст членов семейства. Если присутствует старшее поколение (бабушка, дедушка и т.д.), то удостоверьтесь, что есть стул/место, куда бы они могли сесть и желательно расположите их на переднем плане. Во-первых, так фотограф подчеркнет их статус как стерженя живого организма под названием семья. Во-вторых, визуально привнесет в фотографию дух почета и уважения к этим людям. А если на коленях у дедушки/бабушки или совсем близко будут самые младшие внуки/правнуки, то это лишь придаст группе сплоченность и отразит преемственность родственных связей.

 

2. Выбор одежды.

Прежде, чем встретитесь и станете снимать членов семьи, Вы должны поинтересоваться, во что они будут одеты. Конечно, в конечном счете это их дело, их стиль, что носить. Но вы можете пояснить, что вам как специалисту, важно какова будет цветовая гамма, что лучше избегать экстремальных цветов, что нежелательны надписи на одежде и логотипы, которые будут видны на снимке. Это даст Вам возможность исполнить удачный портрет как в черно-белом варианте, так и в цветном.
Как я сказал, одежда – индивидуальный выбор каждого, но случайная рекомендация от профессионала обычно ценится.

 

3. Подстрахуйте себя на съемке.

Фотографирование одного или двух человек – невыразимо легче, чем когда перед вами пару десятков. И за всеми нужен пригляд! Съемка многочисленной группы людей может быть удачной и неудачной, когда Вы «не ловите» тот единственный кадр, где у всех открытые глаза и каждый хорошо виден. Я когда-то имел обыкновение думать, что в век цифровых технологий все поправимо или, по крайней мере, всегда можно найти решение проблемы! Да это так. Но сколько времени тратится, чтобы исправить ошибки съемки в фотошопе. Из сделанной серии портретов после нескольких сеансов «пересадки глаз» от одной фотографии на другую плюс еще разные манипуляции, я изменил свой метод. Вам может сойти с рук невыразительная улыбка, но если кто-то похож на спящего или того хуже на зомби, то клиент останется не доволен. Я по-прежнему включаю режим серийной съемки, но обязательно нахожу пару секунд, чтобы тут же, через дисплей камеры просмотреть, насколько удачно я отснял материал. С опытом Вы учитесь быстро сканировать результаты и быстро находить всё ли в порядке в кадре.

 

4. Отвлеките внимание портретируемых для того, чтобы они проявили свои эмоции.

Несколько шуток работают удивительно хорошо, чтобы изменить атмосферу, ведь многие не любят, когда на них устремлен объектив камеры. Типичная шутка фотографа привлекает внимание и помогает проявить эмоции сдержанным, стеснительным, скованным людям. Или когда вы говорите, что «всё, отсняли!» ваши только что «каменные» модели расслабляются, появляется живая мимика лица, движение… тогда и продолжайте их снимать! Другие способы получить улыбки присутствующих состоят в том, чтобы заставить делать их то, что они обычно не делают. Заставьте их перейти на новое место, займите их работой (пододвинуть диван и т.д.), все, что приходит на ум. Как сделать хорошую семейную фотографию? Надо выбить людей из колеи их собственных представлений о том, как они САМИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ/СИДЕТЬ.

 

5. Долой детализацию фона.

Перво-наперво в портрете – это человек; в групповом – это, разумеется, люди. Поэтому долой текстуру и излишнюю детализации заднего плана. Выберите большую апертуру для получения качественного снимка и всех кто на нем присутствует. Не всегда диафрагма 2.8 (или менее) приемлема, поскольку порой люди могут располагаться в два и более рядов друг за другом при портретировании. Т.е. когда все стоят на различных фокальных плоскостях. Решение состоит в том, чтобы стрелять при значениях диафрагмы от 5,6 до 11. Используйте экран предварительного просмотра и кнопку увеличения масштаба на камере, чтобы удостовериться в правильном выборе, когда все выглядят четко а фон размыт.

«Чего фотографу не стоит делать» при фотосъемке семьи.

 

1. Не надо забывать о параметрах камеры.

Было бы просто катастрофой в конце съемочного процесса понять, что вы фотографировали на камеру с прежними настройками, с настройками, которые совершенно не удовлетворяют условиям нынешним. К примеру, до портретирования вы изменили баланс белого, ISO, перешли с RAW на JPEG, что быстро отснять натюрморт. И забыли вернуть настройки в прежнии позиции. Каков тогда у вас шанс, фотографируя семью, получить добротные кадры? Правильно, довольно таки не велик. Поэтому НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРОВЕРЯТЬ ПАРАМЕТРЫ КАМЕРЫ до съемки.

 

2. Не позволяйте своим моделям преднамеренно наклонять свои головы.

Я говорю о том, что когда люди позируют, они думают, что наклонив как-то свою голову, они будут интереснее выглядеть на фотографии. Порой это удачное решение, но в большинстве случаев НЕТ. Одно дело, когда портретируемый ПОЛАГАЕТ, что тем самым (поворотом головы) улучшит кадр; совсем другое – это когда фотограф видит, что происходит на деле, как меняется кадр, что хорошо, а что плохо вписывается в сюжет, видит, как удачно люди расположились. И их благие намерения в построении композиции, ее саму и рушат. Ведь в конечном счете, смотря на уже полученный снимок мы видим именно то, что увидел фотограф, что ему понравилось и он заключил, что именно так дОлжно остаться. Прошу простить меня за сумбурное изложение данной мысли, но она проста и я старался донести ее незамысловатыми словами до читателя.
Приведу из жизни один пример. Будучи свадебным фотографом, мне пришлось снимать невесту, у которой был большой открытый лоб. Но не в этом проблема. Сам по себе лоб хороший, кожа без изъянов. Однако девушка еще со времен выпускного класса школы не изменяла своей давней привычке придерживаться одной прическе. Ну и пускай, если бы не НО. Надо сказать, прическа крайне не выгодно подчеркивала черты лица. Челка убиралась в сторону так, что открывала одну лобную часть, а другую закрывала таким образом, что казалась прилизанной. От того получалась несуразица: массивная открытая часть и неуклюже плотно зализаная другая, нарушалась симметричность девичьего личика. Хотя симметрия как таковая в людях просто отсутствует(!) Но в данном случае не соответствие было доведено до апогея. И жаль, что она не послушала совета визажиста, полагая, что лучше знает, что ей подходит. А может визажист попался не настойчивый, кто знает. Так или иначе, пришел мой час, мои хлопоты. Съемочный процесс усугублялся тем, что невеста все время пыталась наклонить голову и на передний план выдвинуть именно свою открытую часть лица, т.е. ту часть лба, которая не была закрыта волосами. От чего (фотографы меня поймут) лобная доля казалась еще больше (фотография – все же двухмерное изображение; от того предметы, которые ближе кажутся крупнее, а те, что дальше расположены — меньше), а другая часть – меньше. Эффект нарушения симметрии только усугублялся. Поэтому то, что человек думает, что выглядит идеально именно с такого ракурса, именно при таком повороте и так далее, не всегда на пользу фотографу. Если, конечно, это не профессиональная модель, которая и в правду имеет четкое представление о том, что в итоге может запечатлеть фотограф.

 

3. Не стоит быть грубым, невежливым и говорить людям об их недостатках.

Об этом бывалые мастера фотографии безусловно знают. Мой совет начинающему фотографу состоит в том, что не надо говорить людям: «Вы мне не нравитесь», «Из-за вас не получилось», «Всё не то», «Как-то вы плохо стоите» и так далее. Не надо озвучивать пусть и правильные вещи с негативной позиции. Перефразируйте свои пожелания: «Давайте мы чуточку изменим композицию», «Расставим акценты интереснее», «Сейчас еще кое-что попробуем», «Пару кадров и всё». Старайтесь говорить портретируемым, что «кадры будут выглядеть лучше, если…» Подбадривайте и благодарите за участие людей в съемке.

4/5. Эти последние два пункта я объединил не потому, что лень писать, а потому что они две стороны одной медали. Может показаться, что они противоречат друг другу, на самом же деле дополняют.

 

4. Не позволяйте родителям доминировать. 5. Позволяйте маме/папе руководить.

Суть четвертого пункта заключается в том, что родители стараются приструнить своих детей, если те шалят или буйно на что-то реагируют. Мама и папа пытаются при постороннем человеке, коим является фотограф, играть в благочинных родителей и угомонить своих чад. Чтобы последние сели/встали и как оловянные солдатики замерли в ожидании птички, которая сейчас выпорхнет из объектива. Объясните, что не надо «укрощать» детей. То, что они дурачатся в их возрасте – это нормально и даже интересно. Поэтому могут получиться очень хорошие, веселые семейные фотографии.
Иначе с пятым пунктом. Здесь я имею в виду, что авторитет родителей явно бывает не лишним, когда дети совершенно выходят из-под контроля. И окрик мамы, как леденящий душ, весьма кстати. Кроме того, возможно у родителей есть свои идеи по поводу съемок и к ним надо прислушаться. Возможно, они видели фотографии других семей, которые им понравились, поэтому хотят что-то подобное для себя. Вникайте в их пожелания, но не стоит при этом выглядеть совершенно на всё согласным и не имеющим своего вИдения. А то может показаться, что вы бездарный и не уверенный фотограф. Ищите, чем разнообразить и привнести новую искру.

С уважением, фотограф Штербец Евгений.

Рекомендую для просмотра и чтения:

Свадебный букет невесты из пуговиц: как сделать цветы из пуговиц своими руками
Свадебная фотография как искусство! Юлия и Богдан: долгий нежный поцелуй!
Свадебная фотография как искусство! Полина и Вадим: красота внутри каждого из нас!
 

 

One comment on “Как делать семейные портреты: фотосъемка членов семьи, подсказки и секреты

  1. Алена on said:

    С огромным удовольствием прочитала Ваши советы по съемке родственников и нашла много интересного для себя. Пойду всех «щелкать»))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

* Скопируйте этот пароль. Это защита от спама *

* Введите или вставьте скопированный пароль здесь *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Rating@Mail.ru